Интервью
Константин Шинкевич: Я дважды совершил кругосветное путешествие и побывал почти во всех странах
Стать моряком не было его детской мечтой. Скорее это был способ исполнить уже взрослую мечту о путешествиях. Вернувшись из армии, Константин Шинкевич решил: будет путешествовать! Так начался его путь от мойщика посуды на туристическом речном пароходе до моряка дальнего плавания, совершившего два кругосветных путешествия.
Стать моряком не было его детской мечтой. Скорее это был способ исполнить уже взрослую мечту о путешествиях. Вернувшись из армии, Константин Шинкевич решил: будет путешествовать! Так начался его путь от мойщика посуды на туристическом речном пароходе до моряка дальнего плавания, совершившего два кругосветных путешествия.
Увидеть мир
— После речного парохода, где дослужился до повара, я перешел на пассажирский лайнер «Максим Горький», который ходит кругосветку. Правда, туда меня взяли снова мойщиком, но мне было все равно, кем работать, — только бы повидать мир. Это было мое первое кругосветное путешествие, и длилось оно 7 месяцев, — вспоминает Константин Шинкевич.
Потом он прошел курсы при Госуниверситете морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова в Петербурге и стал настоящим матросом. После окончания практики остался работать на этом же судне и провел в море одиннадцать месяцев. Во время плавания случалось всякое.
— Однажды мы ловили рыбу в океане, и я вытащил небольшую акулу. Кстати, юг Африки, где находится мыс Доброй Надежды, считается роддомом акул. Их там много — плывут со всего мира, огромные, красивые. Помню, на выходе из Кейптауна в борт корабля уткнулось какое-то огромное бревно. Я тогда в шутку сказал старпому: «Это акула. Пошли смотреть». А это и правда была она — метров под 10, и плавник торчал из воды. Забавно еще, что в Кейптауне морские котики слоняются по всему городу, как у нас голуби. Когда шли из Дурбана в Новую Зеландию, едва не столкнулись с кашалотом: мигрируя, они идут ровно по курсу и не сворачивают, будто во сне или на автопилоте каком-то. Хорошо, что мы вовремя его заметили и остановились, столкнуться с такой махиной в тридцать метров — то еще удовольствие! — рассказывает Константин Шинкевич.
За штурвалом
Как-то раз фрахт (аренду) отменили, и судно шло из Африки в Новую Зеландию пустым. Константин стоял на мостике и любовался в бинокль на китов, которых в районе города-порта Дурбан очень много.
— Из воды повсюду бьют огромные фонтаны и мелькают мокрые спины — красотища невероятная! Но когда мы вышли из порта, сразу попали в большие волны, автопилот постоянно слетал, и судно сбивалось с курса. Представьте: высота корабля 25 метров, а крен 15 градусов, и мы пустые — перевернуться легко. Угол невозврата, после которого происходит оверкиль, то есть судно переворачивается, — 56 градусов. И тут капитан говорит мне: «Константин, встаньте, пожалуйста, за штурвал», а старпом стоит рядом и пишет что-то у стола. Я только-только стал матросом, самостоятельно ходил лишь по спокойной воде, — вспоминает Константин Шинкевич.
Рулить кораблем, как говорит Константин, это не автомобилем управлять. Пока он отреагирует, неторопливо отзовется на действие, проходит минут пятнадцать.
— И вот я 5 градусов поставил — судно не возвращается, 10 — нет реакции, потом 15. И вдруг накрыла сильная волна, нас качнуло в другую сторону, судно ушло с курса. Я запаниковал, стал перекладывать перо руля в обратную сторону, нас снова накрыло и качнуло. Судно накренилось под 45 градусов, за спиной чайник пролетел, вдребезги разбившись о переборку. Страшно стало, аж коленки затряслись. Такая махина летит вниз, а я не понимаю — уже все или вернется? Но капитан как стоял, так и стоит, старпом как писал, так и пишет, один я ни жив ни мертв. Капитан спокойно так сказал мне: «Ладно, Константин, бывает»— и вызвал опытного матроса, — добавляет Шинкевич.
Тот рейс длился двадцать один день, и все это время волны лишь усиливались, достигая четырнадцати метров.
— Со временем я научился маневрировать, ходить и по волнам, и по быстрому речному течению. Однажды ночью мы заходили в Канаду по реке Святого Лаврентия. Старенький лоцман сидел рядом, смотрел по радару и говорил мне: «Право руля», «Лево руля», «10 градусов», «5 градусов». И вдруг он уснул. А я дошел, ориентируясь по огням, потому что научился чувствовать судно, так как много тренировался, — рассказывает Константин Шинкевич.
Пираты
Однажды судно перевозило из Сингапура в Бангладеш огромные портовые краны под контейнеры. А чтобы краны не упали во время плавания, их приварили к палубе. По прибытии в город-порт Читтагонг корабль встал на рейд в ожидании, когда освободится причал.
—Пока мы стояли — посрезали краны, потом поужинали и пошли спать. Лежу в каюте и вдруг слышу объявление по спикеру: всем на палубу, нападение пиратов! Они подошли к нам на трех лодках, в каждой человек по пятнадцать — кидают кошки и лезут по канатам на судно, и все — с мачете. В этой стычке пострадал один матрос, в него попали кошкой и сильно повредили плечо. К сожалению, экипажу вооружение не выдается, в случае нападения приходится отбиваться чем попало. Боцман вынес краску, поджег и скидывал вниз на пиратов. В тот раз мы смогли отбиться. Правда, третью пиратскую лодку мы не сразу заметили — она обошла судно, и эти воришки утащили с палубы 2 бухты швартовых канатов по 250 метров. Один конец каната кидают в воду, цепляют к катеру и уходят, канат разматывается и плывет за ними — все просто. В Бангладеш их используют для поделок, — рассказывает Константин Шинкевич.
Та ночь была бессонной: экипаж нес караул в ожидании повторных нападений. Моряки видели, как на соседних судах поочередно включались прожекторы, показывая, в какую сторону движутся пираты.
— Звучит дико, но мир не весь такой цивилизованный, как мы привыкли. В Азии и Африке это обычное дело. Например, когда мы проходили Баб-эль-Мандебский пролив, разделяющий Африку и Азию, мимо нас постоянно проносились катера. Это самое опасное место в мире. Старпом как-то сказал мне пойти все проверить, и как только я вышел на мостик, он закрыл за мной на ключ дверь. Иду я на корму и вижу — мелькнула тень. «Кто там?» — кричу. Оказалось, это наш моторист вылез машины проверить. Испугались друг друга знатно. А однажды мы подошли к Берегу Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар), а там идет гражданская война. Порт захватили, кругом стреляют — страшно... Находясь здесь, такое сложно представить, — говорит Константин Шинкевич.
День сурка
Но еще сложнее психологическая сторона службы — постоянно одни и те же люди, одни и те же задачи, одно и то же ограниченное пространство.
— Бывало, по 2 месяца берега не видели. В такой обстановке чувствуешь себя как в тюрьме. Появлялись тяжелые мысли, но мы старались отвлекаться. Читали книги, играли в настольные игры, иногда останавливались и купались в океане. Поначалу страшно было от ощущения бездны, от того, что кто-то схватить может, а потом привык. Ощущения интересные, — вспоминает Константин Шинкевич.
Возвращение на сушу
Отслужив несколько лет матросом, Константин решил получить высшее образование и поступил в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова на штурмана. Во время учебы он женился и понял, что больше не хочет пропадать в море по полгода.
— После выпуска я стал сюрвейером (инспектор грузов в порту. — Прим. ред). Работа предполагала частые командировки, но, в отличие от мореплавания, не больше двух недель. В мои задачи входила оценка груза. Например, чтобы понять, сколько груза на судне, надо обсчитать его до загрузки и после. По гидростатике, по погружению судна в воду высчитывается объем груза. Ведь корабельный груз может весить несколько тысяч тонн, таких весов просто не бывает. При перевозке угля брали пробу на анализ, высчитывали процент влажности и вычисляли, сколько в трюмах сухого угля без воды. Например, если влажность 10%, то в ста тысячах тонн угля находится десять тысяч тонн воды. Это учитывалось при оплате груза, — объясняет Константин Шинкевич.
В Адыгее
В море Константин провел семь лет. Дважды совершил кругосветное путешествие и побывал во всех странах, кроме Китая и Японии.
— В Новой Зеландии мне довелось прожить несколько месяцев. Это прекрасное место, в которое я планировал переехать и уже всерьез рассматривал такую возможность. Но тут нас пригласили в гости в Адыгею. Я приехал и увидел, что это как Южный остров Новой Зеландии, только океана нет. Помню, были майские праздники, в Питере только-только почки начали распускаться, а тут лето полным ходом. А потом я увидел горы… На обратном пути говорю жене: а давай переедем?! Так мы построили дом в станице Курджипской, — делится Константин Шинкевич.
Здесь он выучился на инструктора по туризму и стал водить людей в горы. Сначала работал гидом по найму, потом разработал собственные программы. Дело пошло, заработало сарафанное радио. Сейчас у него своя турфирма и большой походный опыт.
— Я побывал во многих странах и решил развивать себя по заграничным турам.
Поработал гидом на Килиманджаро, организовал тур в Мексику. Там, на вершине вулкана Орисаба, высочайшего в Северной Америке, я развернул флаг Адыгеи.
Водил группы на Арарат, в наши горы часто вожу — здесь много красивых мест. Я занимаюсь любимым делом и доволен жизнью. Счастлив, что туризм стал общим увлечением нашей семьи. Жена водит группы вместе со мной. Старший сын, которому двенадцать лет, выступает гидом в детских группах — сам все рассказывает и объясняет своим подопечным, а я наблюдаю и веду их родителей. Младший сын с четырех лет самостоятельно проходит тридцатый маршрут через горы к морю, — рассказывает Константин Шинкевич.
Кроме походов, он занимается альпинизмом, горным бегом и скалолазанием. Старший сын поддерживает увлечение отца, входит в сборную Адыгеи по скалолазанию и обладает третьим юношеским разрядом.
Но, как говорится, бывших моряков не бывает. В душе все еще живет любовь к большой воде. В мечтах у Константина — купить яхту, чтобы жить на ней и путешествовать по всему свету. Но это потом, когда вырастут дети. А сейчас — дом в Курджипской, горы вокруг и вся семья рядом. Источник: Газета Советская Адыгея
Увидеть мир
— После речного парохода, где дослужился до повара, я перешел на пассажирский лайнер «Максим Горький», который ходит кругосветку. Правда, туда меня взяли снова мойщиком, но мне было все равно, кем работать, — только бы повидать мир. Это было мое первое кругосветное путешествие, и длилось оно 7 месяцев, — вспоминает Константин Шинкевич.
Потом он прошел курсы при Госуниверситете морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова в Петербурге и стал настоящим матросом. После окончания практики остался работать на этом же судне и провел в море одиннадцать месяцев. Во время плавания случалось всякое.
— Однажды мы ловили рыбу в океане, и я вытащил небольшую акулу. Кстати, юг Африки, где находится мыс Доброй Надежды, считается роддомом акул. Их там много — плывут со всего мира, огромные, красивые. Помню, на выходе из Кейптауна в борт корабля уткнулось какое-то огромное бревно. Я тогда в шутку сказал старпому: «Это акула. Пошли смотреть». А это и правда была она — метров под 10, и плавник торчал из воды. Забавно еще, что в Кейптауне морские котики слоняются по всему городу, как у нас голуби. Когда шли из Дурбана в Новую Зеландию, едва не столкнулись с кашалотом: мигрируя, они идут ровно по курсу и не сворачивают, будто во сне или на автопилоте каком-то. Хорошо, что мы вовремя его заметили и остановились, столкнуться с такой махиной в тридцать метров — то еще удовольствие! — рассказывает Константин Шинкевич.
За штурвалом
Как-то раз фрахт (аренду) отменили, и судно шло из Африки в Новую Зеландию пустым. Константин стоял на мостике и любовался в бинокль на китов, которых в районе города-порта Дурбан очень много.
— Из воды повсюду бьют огромные фонтаны и мелькают мокрые спины — красотища невероятная! Но когда мы вышли из порта, сразу попали в большие волны, автопилот постоянно слетал, и судно сбивалось с курса. Представьте: высота корабля 25 метров, а крен 15 градусов, и мы пустые — перевернуться легко. Угол невозврата, после которого происходит оверкиль, то есть судно переворачивается, — 56 градусов. И тут капитан говорит мне: «Константин, встаньте, пожалуйста, за штурвал», а старпом стоит рядом и пишет что-то у стола. Я только-только стал матросом, самостоятельно ходил лишь по спокойной воде, — вспоминает Константин Шинкевич.
Рулить кораблем, как говорит Константин, это не автомобилем управлять. Пока он отреагирует, неторопливо отзовется на действие, проходит минут пятнадцать.
— И вот я 5 градусов поставил — судно не возвращается, 10 — нет реакции, потом 15. И вдруг накрыла сильная волна, нас качнуло в другую сторону, судно ушло с курса. Я запаниковал, стал перекладывать перо руля в обратную сторону, нас снова накрыло и качнуло. Судно накренилось под 45 градусов, за спиной чайник пролетел, вдребезги разбившись о переборку. Страшно стало, аж коленки затряслись. Такая махина летит вниз, а я не понимаю — уже все или вернется? Но капитан как стоял, так и стоит, старпом как писал, так и пишет, один я ни жив ни мертв. Капитан спокойно так сказал мне: «Ладно, Константин, бывает»— и вызвал опытного матроса, — добавляет Шинкевич.
Тот рейс длился двадцать один день, и все это время волны лишь усиливались, достигая четырнадцати метров.
— Со временем я научился маневрировать, ходить и по волнам, и по быстрому речному течению. Однажды ночью мы заходили в Канаду по реке Святого Лаврентия. Старенький лоцман сидел рядом, смотрел по радару и говорил мне: «Право руля», «Лево руля», «10 градусов», «5 градусов». И вдруг он уснул. А я дошел, ориентируясь по огням, потому что научился чувствовать судно, так как много тренировался, — рассказывает Константин Шинкевич.
Пираты
Однажды судно перевозило из Сингапура в Бангладеш огромные портовые краны под контейнеры. А чтобы краны не упали во время плавания, их приварили к палубе. По прибытии в город-порт Читтагонг корабль встал на рейд в ожидании, когда освободится причал.
—Пока мы стояли — посрезали краны, потом поужинали и пошли спать. Лежу в каюте и вдруг слышу объявление по спикеру: всем на палубу, нападение пиратов! Они подошли к нам на трех лодках, в каждой человек по пятнадцать — кидают кошки и лезут по канатам на судно, и все — с мачете. В этой стычке пострадал один матрос, в него попали кошкой и сильно повредили плечо. К сожалению, экипажу вооружение не выдается, в случае нападения приходится отбиваться чем попало. Боцман вынес краску, поджег и скидывал вниз на пиратов. В тот раз мы смогли отбиться. Правда, третью пиратскую лодку мы не сразу заметили — она обошла судно, и эти воришки утащили с палубы 2 бухты швартовых канатов по 250 метров. Один конец каната кидают в воду, цепляют к катеру и уходят, канат разматывается и плывет за ними — все просто. В Бангладеш их используют для поделок, — рассказывает Константин Шинкевич.
Та ночь была бессонной: экипаж нес караул в ожидании повторных нападений. Моряки видели, как на соседних судах поочередно включались прожекторы, показывая, в какую сторону движутся пираты.
— Звучит дико, но мир не весь такой цивилизованный, как мы привыкли. В Азии и Африке это обычное дело. Например, когда мы проходили Баб-эль-Мандебский пролив, разделяющий Африку и Азию, мимо нас постоянно проносились катера. Это самое опасное место в мире. Старпом как-то сказал мне пойти все проверить, и как только я вышел на мостик, он закрыл за мной на ключ дверь. Иду я на корму и вижу — мелькнула тень. «Кто там?» — кричу. Оказалось, это наш моторист вылез машины проверить. Испугались друг друга знатно. А однажды мы подошли к Берегу Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар), а там идет гражданская война. Порт захватили, кругом стреляют — страшно... Находясь здесь, такое сложно представить, — говорит Константин Шинкевич.
День сурка
Но еще сложнее психологическая сторона службы — постоянно одни и те же люди, одни и те же задачи, одно и то же ограниченное пространство.
— Бывало, по 2 месяца берега не видели. В такой обстановке чувствуешь себя как в тюрьме. Появлялись тяжелые мысли, но мы старались отвлекаться. Читали книги, играли в настольные игры, иногда останавливались и купались в океане. Поначалу страшно было от ощущения бездны, от того, что кто-то схватить может, а потом привык. Ощущения интересные, — вспоминает Константин Шинкевич.
Возвращение на сушу
Отслужив несколько лет матросом, Константин решил получить высшее образование и поступил в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова на штурмана. Во время учебы он женился и понял, что больше не хочет пропадать в море по полгода.
— После выпуска я стал сюрвейером (инспектор грузов в порту. — Прим. ред). Работа предполагала частые командировки, но, в отличие от мореплавания, не больше двух недель. В мои задачи входила оценка груза. Например, чтобы понять, сколько груза на судне, надо обсчитать его до загрузки и после. По гидростатике, по погружению судна в воду высчитывается объем груза. Ведь корабельный груз может весить несколько тысяч тонн, таких весов просто не бывает. При перевозке угля брали пробу на анализ, высчитывали процент влажности и вычисляли, сколько в трюмах сухого угля без воды. Например, если влажность 10%, то в ста тысячах тонн угля находится десять тысяч тонн воды. Это учитывалось при оплате груза, — объясняет Константин Шинкевич.
В Адыгее
В море Константин провел семь лет. Дважды совершил кругосветное путешествие и побывал во всех странах, кроме Китая и Японии.
— В Новой Зеландии мне довелось прожить несколько месяцев. Это прекрасное место, в которое я планировал переехать и уже всерьез рассматривал такую возможность. Но тут нас пригласили в гости в Адыгею. Я приехал и увидел, что это как Южный остров Новой Зеландии, только океана нет. Помню, были майские праздники, в Питере только-только почки начали распускаться, а тут лето полным ходом. А потом я увидел горы… На обратном пути говорю жене: а давай переедем?! Так мы построили дом в станице Курджипской, — делится Константин Шинкевич.
Здесь он выучился на инструктора по туризму и стал водить людей в горы. Сначала работал гидом по найму, потом разработал собственные программы. Дело пошло, заработало сарафанное радио. Сейчас у него своя турфирма и большой походный опыт.
— Я побывал во многих странах и решил развивать себя по заграничным турам.
Поработал гидом на Килиманджаро, организовал тур в Мексику. Там, на вершине вулкана Орисаба, высочайшего в Северной Америке, я развернул флаг Адыгеи.
Водил группы на Арарат, в наши горы часто вожу — здесь много красивых мест. Я занимаюсь любимым делом и доволен жизнью. Счастлив, что туризм стал общим увлечением нашей семьи. Жена водит группы вместе со мной. Старший сын, которому двенадцать лет, выступает гидом в детских группах — сам все рассказывает и объясняет своим подопечным, а я наблюдаю и веду их родителей. Младший сын с четырех лет самостоятельно проходит тридцатый маршрут через горы к морю, — рассказывает Константин Шинкевич.
Кроме походов, он занимается альпинизмом, горным бегом и скалолазанием. Старший сын поддерживает увлечение отца, входит в сборную Адыгеи по скалолазанию и обладает третьим юношеским разрядом.
Но, как говорится, бывших моряков не бывает. В душе все еще живет любовь к большой воде. В мечтах у Константина — купить яхту, чтобы жить на ней и путешествовать по всему свету. Но это потом, когда вырастут дети. А сейчас — дом в Курджипской, горы вокруг и вся семья рядом. Источник: Газета Советская Адыгея
Ссылки по теме:
Читайте также:
«С меня слетели розовые очки»: интервью экс-сотрудницы штаба Навального
Юрий Волков: «Для каждого путешественника любимая страна там, где его дом»
Александр Евтушенко: «Даже если не готов физически, нужно стремиться к победе морально»
Нуриет Чундышко: «Неужели Адыгея не заслужила балет?!»
Рыцарь спортивного образа