Свадебные обряды косовских черкесов
Нет никаких сомнений в том, что косовские адыги придавали надлежащее значение созданию семьи, да, наверное, и нет такого народа, который имел бы другой взгляд на этот вопрос. Перед тем, как взять девушку из дома родителей, учитывали, какой уклад жизни в ее семье, точно так же и в семье невесты оценивали семью жениха. С обеих сторон присматривались к тем, с кем должны были породниться. «У кого порядочные отец и мать, тот будет подходящим человеком для создания семьи»,— говорили они.
Как рассказывают, когда-то были времена, когда адыги женились или выходили замуж, не зная друг друга и даже не увидев друг друга ни разу, но это время они не застали. Девушки выходили замуж совсем молоденькими, если девушка пятнадцати-двадцати лет не вышла замуж, считали, что «счастье ее запаздывает». Девушки более старшего возраста выходили замуж за «засидевшихся» мужчин. Помнятся такие времена, когда у мужчины умирала жена, и если у нее была незамужняя сестра, то он брал ее в жены, полагая, что она должна стать детям- сиротам заботливой матерью. Кроме этого, если умирал муж, и в семье оставалась невестка-вдова, на ней мог жениться холостой деверь.
Такой обычай существовал у всех адыгов, он вошел в научную литературу под названием «левиратство» и «сороратство».
Перед тем как пожениться молодые виделись друг с другом, знакомились, парень начинал ухаживать за девушкой. Парень мог увидеть девушку на свадьбе, празднестве, на шихафе. Если девушка понравилась парню и она дала согласие выйти за него замуж, ее считали невестой. В этом деле придерживались определенных традиций. Оба они ставили в известность родителей о своих намерениях через посредников. После этого со стороны жениха отправляли посланцев в семью девушки с предложением, чтобы они отдали ее замуж. Посланцами обычно отправляли близких родственников жениха. В семье девушки знали время, когда явятся доверенные лица, но специально не готови лись, стол не накрывали, явившиеся гости тоже долго не засиживались.
Семья девушки отвечала: «Посоветуемся в семье». Но надо сказать, что затем конкретно назначался день, когда будет дан окончательный ответ. К назначенному сроку в семье девушки шли приготовления, в этот день из семьи жениха прибывали сваты. Принято было, чтобы родственников жениха насчитывалось не менее трех человек, но если их было более пяти, считалось неприличным. Семья невесты накрывала стол, угощала гостей, высказывала согласие выдать свою дочь. Эта группа договаривалась о времени организации свадьбы, но долго не засиживалась. Через два-три дня после этого приносили невесте свадебное платье и кольцо. И семья невесты также передавала жениху свадебный костюм вместе с кольцом. Со дня обмена кольцами считали, что невеста окончательно выбрана. При возвращении посланцев с подарками в доме жениха стреляли из ружей, устраивали игрища, пили сладкие напитки. Когда шли в дом жениха, говорили: «Идем пить щербет», а когда отправлялись на свадьбу, то произносили: «Идем кушать суп». После того, как назначили срок, девушка оставалась жить у родителей, но поступала так, как распоряжалась семья жениха. Парень не ходил к девушке в дом, но вместе со своими друзьями и подругами они встречались в оговоренном месте.