Свадебные обряды у косовских черкесов
После такого обряда невесту обратно отводили в дом и запирали дверь, говоря: «Если хотите забрать невесту, давайте деньги». Убедившись в том, что просто так невесту им не отдадут, звали свекра, чтобы он заплатил. И свекор отдавал женщинам, которые не отпускали невесту, столько денег, сколько те запрашивали. После этого невесту усаживали на телегу или в машину, и ехали в дом жениха, забрав с собой одежду и приготовленные невестой подарки. Издали можно было узнать свадебный кортеж: на одной из их машин или телег развевался флаг. К великому сожалению, у косовских адыгов не сохранился адыгский флаг, но женщины-свахи к телегам привязывали нарядные вышитые полотенца, а затем парни, родственники невесты, к каждой телеге, прибывавшей за нею, привязывали по одному такому полотенцу.
Надо сказать, что, как только девушка выезжала со своего двора, ее называли «невестка». Девушку-невесту усаживали в машину, а рядом садились женщины. И только один мужчина находился среди них — это водитель.
Как только невесту сажали в машину, ее родственники выливали на колеса ведро воды, напутствуя: «Счастливого, доброго пути».
Невеста не должна была оборачиваться, в машину она ступала правой ногой. Пока не скроется из виду ее родительский дом, она сидела на корточках, только затем ее усаживали нормально. Когда в назначенный срок забирали невесту, с нею отправляли кого-нибудь из парней- родственников. Этого парня в семье жениха всячески ублажали, ему преподносили много подарков. Бывало, что парень оставался и заночевать, но если его дом был близко расположен, то к ночи он возвращался.
Мы уже рассказывали о том, что на машину, приехавшую за невестой, привязывали полотенце, но некоторые рассказывали по-другому.
Например, как нам поведала Тугуз Тэвхида Изевна (девичья фамилия Цей), на машину привязывали флаг зеленого цвета с полумесяцем, а по его центру располагались звезды. За невестой, как правило, приезжали вечером и стреляли из ружей. Посадив невесту в машину, ее обсыпали сладостями. Обычно это делала старшая золовка. К невесте не подпускали молодых замужних женщин, у которых еще не было детей. Все женщины и дети собирали сладости, которыми обсыпали невесту, считая, что съесть это — к добру, особенно старались угостить этими сладостями женщин, страдающих бесплодием, считая, что это их исцелит.
Прежде чем переступить порог дома жениха, невестка с обеих сторон обмазывала его медом, в дом ее вводили спиной, следя за тем, чтобы она не наступала на порог. Перед этим ее руки опускали в медовую воду, трижды она должна была прикоснуться к верхней перекладине двери, затем зачерпнуть горсть пшеницы, насыпанной в сито, перед ней по ходу сыпали пшеницу — считалось, что это принесет в дом счастье и достаток. Как только невестка переступала порог дома, над ее головой поднимали Коран, трижды кругом водили над нею, а потом клали ей в подмышку правой руки. Здесь невестке под ноги стелили красивую шелковую ткань, символизирующую дорогу в новую жизнь, давали подержать ребенка — мальчика, считая, что тогда она будет рожать мальчиков; еще надо сказать, что этот мальчик должен был засунуть руку за пазуху невестки, а невестка должна была дать ему подарок.
Перед тем, как невестке лечь в постель, этого же мальчика заводили в комнату новобрачных и трижды переворачивали его в постели, считая, что это будет способствовать тому, что невестка будет многодетной.
Невестку во время свадьбы ставили в угол комнаты. Независимо от того, закрыто лицо невестки или нет, она не должна была открыто рассматривать людей. С новобрачной находились молодые родственницы мужа, выполняя все ее поручения. Заранее оговоренную свадьбу обычно играли сутки, затем следовал вывод невестки.
Как только приезжали женщины с невесткой, все усаживались праздновать за заранее накрытые столы, отдельно мужчины и отдельно женщины.