Интервью
18:27, 04 июль 2021
185
0

Руслан Мазлоев: «Большое счастье делать то, что доставляет удовольствие мне самому и нравится людям»

Руслан Мазлоев: «Большое счастье делать то, что доставляет удовольствие мне самому и нравится людям»
admin
Фото: ranews.online
Руслан Мазлоев: «Большое счастье делать то, что доставляет удовольствие мне самому и нравится людям»

Циновки из рогоза — арджэны многие века использовались в черкесских жилищах как в быту, так и в качестве украшений. Но со временем они исчезли из обихода. Полузабытое древнее ремесло возрождает художник из Нальчика Руслан Мазлоев. Он не только освоил технику плетения арджэнов, но и превратил классические циновки в настоящие арт-объекты, которые пользуются спросом по всему миру.

 — Руслан, расскажите, как начинался ваш творческий путь?
— Мне было шесть лет, когда моя мама впервые научила меня плести классические циновки — арджэны. Уже тогда я начал делать свои первые небольшие работы из рогоза, потом стал помогать маме собирать материал и подготавливать его. Тогда и освоил весь процесс и уже мог самостоятельно работать над циновками. После школы поступил в Институт дизайна в Нальчике, а потом получил еще одно образование по направлению декоративно-прикладного искусства. Я много чем увлекался — ювелирным делом, керамикой, гобеленами. Но в какой-то момент мне пришлось выбирать, потому что всем этим одновременно заниматься невозможно. Остановился на циновках, возможно, это было связано с мамой и ее вкладом. Но все те направления, которые я изучал, мне помогают до сих пор, потому что без живописи, рисунка и композиции делать такие работы в принципе невозможно.
— Сейчас вы преподаете живопись в колледже искусств. В каком направлении больше всего нравится работать?
— В моем институте не было узкой направленности в обучении. Наши преподаватели показывали нам все течения, которые есть в мире, — кубизм, реализм, абстракционизм, пуризм и прочие. Мы изучали все и много работали в этих направлениях. Мне ближе всего был кубизм, но, конечно, каждый добавляет что-то свое в рисунок. Нас так учили, и сейчас я по той же методике преподаю своим ученикам: главное — не просто научиться рисовать, а найти свой стиль и привнести характер в работу.
— Есть ли у вас ученики, которым интересно плетение циновок?
— Есть ребята, которых я обучаю плетению, и у них уже есть все необходимые знания для того, чтобы заниматься этим самостоятельно. Но я не могу быть уверен, что вот именно этот ребенок продолжит развиваться в этом направлении. Обычно, когда дело доходит до сбора рогоза, желание у них пропадает, не каждый к такому готов. Но я буду очень счастлив, если у меня появятся единомышленники. Потому что у меня свой взгляд, свой подход. И если представить, что этим занимаются три-четыре человека и все по-разному смотрят на создание работы, — это же здорово! Это моя мечта, и я буду делать все возможное для ее реализации.
— Вас кто-то обучал разным техникам плетения?
— Азы плетения мне дала мама, но тому, что я делаю на сегодняшний день, никто не учил. Практически каждый год на протяжении многих лет я делаю персональные выставки, и невозможно каждый год делать одно и то же. Поэтому стал пробовать новое, менять направления. Многие говорят: «Если ты нашел свое, продолжай двигаться в одном направлении». Но я считаю, если ты не находишься в поиске чего-то нового, то зачем этим тогда заниматься? Я всегда экспериментирую с цветом, объемом, и те работы, которые в дальнейшем представляю, кардинально отличаются от предыдущих.
— Откуда черпаете вдохновение и идеи?
— Я очень люблю природу, часто выезжаю за город и просто наблюдаю. Многое можно увидеть, если обращать внимание на мелочи и детали. Иногда при просмотре фильма что-то зацепит, появляется идея. Я никогда намеренно не ищу идеи — когда постоянно работаешь, они приходят сами по себе. Еще помогают в этом выставки: когда проводишь их постоянно, то видишь, как нужно делать, куда себя направлять. Поэтому на протяжении почти 15 лет я практически не искал никаких идей, они появлялись сами. Это, наверное, мечта любого художника, когда не приходится искать вдохновение.
— Процесс создания циновок... Каков он?
— Все начинается со сбора материала. Это рогоз, болотное растение. В России его очень много, особенно там, где есть реки и озера. Всего существует 27 сортов рогоза, но у нас в Кабардино-Балкарии их семь. Собираю летом, обычно все три месяца. Многое зависит от места произрастания, потому что в одном месте рогоз может на месяц раньше созреть, в другом — на месяц позже. Процесс довольно непростой: помимо того, что иногда нужно далеко заходить в болото, приходится порой и змей разгонять. Но я знаю, как себя вести в разных ситуациях, я с детства этому научен. В селе, где я рос, очень много рек и озер, и змеи там повсюду. Ты волей-неволей учишься с ними обращаться. Один раз я зашел на 100 метров в болото, собираю рогоз и вдруг слышу какие-то непонятные звуки, хруст какой-то. Подхожу, отодвигаю камыши, а там сидят кабаны. Конечно, когда я их увидел, сразу же оттуда ушел. Потому что если они там со своими детенышами, то могут напасть на человека. Все эти знания с опытом приходят.
— Есть ли специальное снаряжение для сбора рогоза?
— Нет, я хожу в простой одежде и кедах. Обычно сбором занимаюсь с утра до вечера, а летом невозможно постоянно находиться, например, в высоких сапогах и плотной одежде. С собой беру серп — это самый удобный инструмент для сбора. А так никакой специальной экипировки у меня нет.
— Как проходит процесс подготовки материала для будущей циновки?
— После сбора идет чистка, она занимает 3 дня. Рогоз растет кустами по 10-12 штук, их приходится разъединять — боковые отдельно, серединные отдельно. Середина считается лучшим материалом, а боковые — уже второй и третий сорт. Затем сушу материал — в нашем доме есть специальные места, где я его развешиваю. Если погода стоит солнечная, то за 3-4 дня материал полностью высыхает. После сушки рогоз разрезается на равные по длине и ширине части, а затем замачивается на полчаса. От этого материал становится очень мягким и эластичным, ему можно придать любую форму. В нашем доме в селе есть большой чердак, после сушки я складываю весь материал туда, а когда нужно, могу приехать из города и взять, сколько потребуется для работы. Обычно запасаюсь на 2 года вперед, потому что, к примеру, при засухе рогоза очень мало, тут лучше перестраховаться.
— Отличается ли процесс сбора рогоза для работ разной техники и цвета?
— Да, для объемных работ нужен более мягкий материал, который я собираю отдельно. Лучший материал растет в недоступных местах. Иногда, чтобы достать его, приходится чуть ли не по горло заходить в болото. Чтобы получить зеленый цвет, рогоз сушат в тени, чтобы белый — на солнце. Для коричневого цвета материал собирается осенью, а для получения черного цвета высушенный рогоз нужно закопать в болото и подержать его там 2-3 недели. В зависимости от времени можно получить разные оттенки черного и серого.

— Материал собран, подготовлен. Начинается творческий процесс...
— Так как я всегда экспериментирую в своих работах, невозможно пошагово описать процесс, он всегда разный. Если работа объемная, то делаю каркас из дерева, бумаги папье-маше, иногда из огнеупорной пены. Затем начинаю вить веревки из рогоза, а дальше по-разному — где-то сшиваю их, где-то склеиваю между собой. Все зависит от того, какой объект буду делать. Обычно начинаю с эскиза в карандаше, но когда приступаю к реализации, то всегда меняю что-то. Материал сам диктует тебе, как будет выглядеть итоговая работа. Иногда бывает так, что только 50 процентов из того, что я нарисовал, совпадает с итогом, и это абсолютно нормально.
— Что самое важное для вас в вашем творчестве?
— Для меня важно сделать цельный проект, в который войдет множество работ. Никогда не считал количество проведенных выставок, делаю их просто так. Кто-то делает для имени, для продаж, но я просто работаю и развиваюсь для себя. Говорят, что художник должен работать для людей, и тогда они будут покупать работы. Я же просто занимаюсь любимым делом и никогда не думал о продажах. Это здорово, когда ты встаешь рано утром и тебе хочется быстрее прийти в мастерскую и начать делать новую работу или закончить уже начатую и посмотреть на результат. Не знаю, сколько арджэнов осталось в мастерской после прошлых выставок. Их быстро разбирают. Очень часто я отправляю циновки в Москву, Санкт-Петербург, Германию, США... Большое счастье делать то, что доставляет удовольствие мне самому и нравится людям. Конечно, это вдохновляет и дает силы для дальнейшей работы.
Справка
В Северокавказском филиале Государственного музея Востока работает персональная выставка Руслана Мазлоева «Путь». В экспозиции представлено 35 произведений декоративно-прикладного искусства. Это солярные знаки-символы, абстрактные живописные и графические полотна, переосмысление вечных мотивов в искусстве и полотен Ван Гога, а также объемные арт-объекты. Посетить выставку можно до 21 мая.
  Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Ежемесячную выплату из материнского капитала могут получить семьи с доходами ниже двух региональных прожиточных минимумов на душу населения в месяц вне зависимости от очередности рождения ребенка...
Общество
125
0